Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  2. Пойдут ли голосовать и как относятся к выборам? Появилось исследование настроений беларусов — рассказываем главное
  3. На свободу вышли 23 политзаключенных
  4. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  5. В Варшаве вынесли приговор поляку, который изнасиловал и убил беларуску Елизавету. Что решил суд
  6. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  7. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  8. Суперзвезда из беларусской деревни. Его обожали поляки, ненавидели коммунисты и подставили спецслужбы, но его песни поют до сих пор
  9. Перед выборами некоторых беларусов заставляют подписывать «официальное предупреждение». Правозащитники опубликовали фото документа
  10. Литва собиралась ввести ужесточения по автомобилям с беларусскими номерами. Но теперь Вильнюс принял новое решение
  11. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?


Многие белорусы услышали песню «Магутны Божа» только во время протестов в 2020 году. Другие же знают, что она могла стать официальным гимном Беларуси. А пока ее чаще всего называют «духовным гимном» страны, ведь по сути это молитва. Именно так — «Малітва» — называлось и стихотворение белорусской поэтессы Натальи Арсеньевой, из которого этот гимн возник. Но не все знают трагическую историю произведения и сложную судьбу его создательницы. Короткий, но содержательный ролик об этом записал священник Александр Кухта, автор канала «Батюшка ответит».

Арсеньева написала «Малітву» во время войны, в 1943 году. До войны ее семья жила в Вильнюсе, муж был польским офицером, и в 1939-м он был взят в плен советскими властями. Наталью с детьми сослали в Казахстан. Лишь в 1941-м они воссоединились в Минске, но теплых чувств к советской власти не испытывали. Муж ее, Франц Кушель, ушел воевать на стороне немцев, впоследствии став командиром созданной немцами Белорусской краевой обороны. Она осталась в оккупированном Минске с детьми. В 1943-м ее старший сын погиб при взрыве в Купаловском театре, когда подпольщики пытались убить Вильгельма Кубе. После этого Наталья и написала «Малітву». Которую в конце войны увезла с собой за границу, где прошла через лагеря для «перемещенных лиц». В 1947 году Николай Ровенский положил стихи на музыку — так и появился «Магутны Божа».

В 1950-м Арсеньева переехала в США, где активно участвовала в жизни белорусской эмиграции. В Советском Союзе же ее оценивали однозначно — как коллаборантку. Творчество ее фактически было под запретом. Но с наступлением независимости все изменилось, и в 1993 году «Магутны Божа» даже рассматривался как один из вариантов для официального гимна Беларуси.

После 2020-го, когда эта песня стала одним из протестных гимнов, сторонники действующих властей Беларуси снова нередко вспоминают о ее авторе как о коллаборантке. Однако судьба Арсеньевой скорее отражает трагические повороты в истории белорусского народа, который вынужден был выживать под атаками с разных сторон. Вот как объясняла свое сотрудничество с оккупационными властями сама поэтесса: «Люди, которые ни за что пострадали от советской власти, а таких было не так уж и мало, встречали немцев с надеждой, как избавителей. Абсолютно никто не думал, что немцы такие нелюди».